логотип Консультант Плюс Самара лого
(846) 22-33-000
Компания "Консультант Самара" » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Возможно ли объединение в один лот товаров попадающих в перечень постановления № 341, но с разным ОКПД. К примеру, ОКПД 14.19.32.120, ОКПД 14.31.10.111 и ОКПД 13.92.14.110 (одежда и белье).

Возможно ли объединение в один лот товаров попадающих в перечень постановления № 341, но с разным ОКПД. К примеру, ОКПД 14.19.32.120, ОКПД 14.31.10.111 и ОКПД 13.92.14.110 (одежда и белье).

Ответ: Как указано в Письме Минэкономразвития от 22 ноября 2016 г. N Д28и-3060 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. Положениями Закона N 44-ФЗ также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг.

 

Вместе с тем отмечаем, что частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Положение о недопустимости ограничения количества участников закупки предусмотрено и законодательством о контрактной системе. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в документацию о закупке запрещается включать требования к объекту закупки, которые влекут ограничение количества участников, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Кроме того, требование о недопущении необоснованного ограничения числа участников закупок закреплено и в ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 данного Закона.

Указанные выше нормы Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе вызывают большие проблемы на практике в силу определенной неконкретности: ими не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, а также критериев определения ограничения числа участников закупки. Следствием данных пробелов в законодательстве является неоднозначная правоприменительная практика по делам об объединении в одном лоте неоднородных товаров, работ, услуг; решения по ним зачастую выносятся по основаниям, имеющим противоположные целеполагания.

В статье «Объединение в один лот товаров, работ, услуг: проблемы правоприменения» Кванина В.В. отмечает, что положение о недопустимости ограничения количества участников закупки предусмотрено и законодательством о контрактной системе. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в документацию о закупке запрещается включать требования к объекту закупки, которые влекут ограничение количества участников, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Кроме того, требование о недопущении необоснованного ограничения числа участников закупок закреплено и в ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 данного Закона.

Указанные выше нормы Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе вызывают большие проблемы на практике в силу определенной неконкретности: ими не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, а также критериев определения ограничения числа участников закупки. Следствием данных пробелов в законодательстве является неоднозначная правоприменительная практика по делам об объединении в одном лоте неоднородных товаров, работ, услуг; решения по ним зачастую выносятся по основаниям, имеющим противоположные целеполагания.

Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны размещать извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе, в которых обязательно указываются в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информация о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки поставки товара или завершения работы.

Таким образом, заказчики самостоятельно определяют свою потребность в товарах, работах, услугах, а также сроки поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Соответственно, заказчик вправе самостоятельно определить объект закупки, его качественные и количественные характеристики, объективно удовлетворяющие государственные или муниципальные нужды, при условии соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции – такой позиции придерживается Минфин в своем Письме  от 19 сентября 2017 г. N 24-06-06/60727.

Применительно изложенного сообщаем, что указанные в вопросе товары могут быть объектом закупки одного лота.



Материал подготовлен специалистами компании КонсультантПлюс.