логотип Консультант Плюс Самара лого
(846) 22-33-000
Компания "Консультант Самара" » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Возможно ли использовать аванс 100 % при заключении договора с ед. поставщиком по п.4 ст. 93 44-ФЗ на предмет предоставления лицензий на право использования программного обеспечения?

Возможно ли использовать аванс 100 % при заключении договора с ед. поставщиком по п.4 ст. 93 44-ФЗ на предмет предоставления лицензий на право использования программного обеспечения?

Предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить товары (работы, услуги) до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства. Предоплата по контракту в силу ст. ст. 487, 711, 781 ГК РФ может быть полной, т.е. составлять 100 процентов от стоимости товаров (работ, услуг), или частичной, когда окончательный расчет осуществляется после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по договору.

Закон N 44-ФЗ не содержит каких-либо особых требований к авансовым платежам. Однако ч. 13 ст. 37 данного Закона предусмотрено, что нельзя выплачивать аванс при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, в отношении которого применены антидемпинговые меры.

В отдельных нормативных правовых актах вместе с тем могут предусматриваться ограничения в отношении аванса. Так, заказчики, которые являются получателями средств федерального бюджета, должны соблюдать ограничения на включение в контракты условия об авансе и требования к его размеру, определенные в п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"; далее - Положение об исполнении бюджета).

Указанные заказчики не предусматривают условие об авансе, если заключаются:

- контракты на поставку товаров (оказание услуг), которые включены в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ (п. 20 Положения об исполнении бюджета). Такой Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 N 21-р;

- контракты на поставку товаров (оказание услуг), включенных в этот Перечень, и поставку товаров (оказание услуг), отсутствующих в нем (п. 20 Положения об исполнении бюджета).

Если государственным контрактом установлены отдельные этапы его исполнения и оплаты, то в ряде случаев не предусматривается выплата аванса на последнем этапе (п. 19 Положения об исполнении бюджета).

Ограничения размера аванса для контрактов, заключаемых заказчиками - получателями средств федерального бюджета

Авансовые платежи должны осуществляться в пределах доведенных до таких заказчиков на соответствующие цели лимитов бюджетных обязательств.

Если федеральными законами, указами Президента РФ, Положением об исполнении бюджета, другими нормативными правовыми актами Правительства РФ не установлено иное, то заказчики - получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи:

1) по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, - в размере, не превышающем 30 процентов суммы контракта (абз. 2 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета);

2) по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, - в размере свыше 30 и не более 80 процентов суммы контракта (абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета). В этом случае должны быть соблюдены следующие условия:

- контракт (кроме контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) предусматривает условие о казначейском сопровождении авансовых платежей территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

- до проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от Министерства промышленности и торговли РФ получено подтверждение о соответствии данного контракта целям импортозамещения технологической продукции;

3) по государственным контрактам (кроме указанных в абз. 3 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета) при включении в них, а также в контракты (договоры), заключаемые в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ - в размере свыше 30 и не более 90 процентов суммы контракта (абз. 4 пп. "а" п. 18 Положения об исполнении бюджета).

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, чтобы согласовать условие о предоплате, следует указать размер аванса, условия и срок его уплаты. Данный срок определяется так же, как и срок оплаты по контракту. Отсутствие в проекте контракта срока выплаты аванса может быть признано нарушением ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, что может являться основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение ФАС России от 29.06.2016 N КГОЗ-305/16).

Таким образом, фиксированного максимального размера аванса сам Закон N 44-ФЗ напрямую не устанавливает, а зависит он от средств финансирования заказчика. Такие ограничения могут быть установлены нормативными правовыми актами на уровне Правительства РФ (в отношении закупок получателей средств федерального бюджета), высшего исполнительного органа субъекта РФ (в отношении закупок получателей средств бюджета субъекта РФ), местной администрации (в отношении закупок получателей средств муниципального бюджета).